вторник, 4 января 2011 г.

Часть 14. Маргарита (окончание)

Стремясь ко всевозможной полноте наших представлений о жизни Мастера, можем ли мы игнорировать какие-либо факты или даже предположения? Нет, мы не можем и не будем этого делать, что бы нам ни говорили. Но, разумеется, мы не должны смешивать факты и предположения.
Так вот, имеется предположение (ЖМБ, с.605), что расстаться Евгений Александрович и Елена Сергеевна могли гораздо раньше, но тогда Булгакову пришлось бы иметь дело не с генералом Шиловским, а с маршалом Тухачевским...

Более того, полагают (М.Чудакова, там же), что Елена Сергеевна, щадя (щадя?) чувства Михаила Афанасьевича, призналась ему, что отец Сергея - не Шиловский...


Биограф указывает на сходство взрослого С.Е.Шиловского с Тухачевским и на примечательную запись в дневнике Е.С.Булгаковой (12.VI.1937), в которой, если вчитаться, и в самом деле можно почувствовать подтекст:
«Сообщение в «Правде» о том, что Тухачевский и все остальные приговорены к расстрелу.
М.А. днем предложил взять машину и поехать к Сергею на дачу. <Миша утром предложил поехать к Сереже на дачу. Взяли такси, заехали за продуктами к Елисееву и покатили. > Заехали за продуктами к Елисееву и покатили. Дача, как все подмосковные, - убога и в смысле природы и в смысле устройства.
<Но я была так счастлива увидеть Сережку!>» (ДЕБ, с.154; <ЖМБ, с.605>).

* * *
Итак, с Евгением Александровичем и детьми решили. А как быть с Любовью Евгеньевной?

В том же письме родителям (11.IX.1932) Елена Сергеевна пишет: «...с Любашей у меня тоже самые тесные и любовные отношения. Она будет жить вместе с нами до тех пор, пока ее жизнь не устроится самостоятельно. Это зависит от того, сможет ли близкий ей человек устроиться так, чтобы они могли жить вместе. Он сейчас в Маньчжурии» (ДЕБ, с.26).

Так что же это было - может быть, идиллия?.. Да нет же, какая же это идиллия - с тревогой, болью, неустроенностью?
«Вы сами понимаете, мои любимые, что сейчас на душе у меня и тревога и боль. Но вместе с тем, полтора года разлуки мне доказали ясно, что только с ним жизнь моя получит смысл и окраску. Мих. Аф., который прочел это письмо, требует, чтобы я приписала непременно: ...тем более что выяснилось, с совершенной непреложностью, что он меня совершенно безумно любит. Ну, итак, целую Вас, мои дорогие. Ваша Люси» (с.26-27).
«Бедный Мастер! - восклицает биограф. - Ума не приложу, как выжил он, целый год лавируя меж двух ненавидевших друг друга женщин в крохотной квартире, которую он называл сырою ямой» (А.Шварц, ЖСМБ, с.37).

Мне тоже это непонятно. Но это и не нужно понимать: подруги вовремя, поняли, что втроем им не ужиться.

«Елене Сергеевне хотелось, - поясняет другой биограф, - чтобы ее любовь не повредила никому, и окружающие, должно быть, обещали ей это, но выполнить, конечно, не могли. Роман Любови Евгеньевны, как и следовало ожидать, оказался мифом, никакой «человек» не собирался «устраивать» ее судьбу, и только в предсвадебной лихорадке у счастливых любовников могла родиться идея жизни с Любовью Евгеньевной «вместе» (Л.Яновская; ДЕБ, с.27).
Сама Елена Сергеевна потом рассказывала, что будто бы все прояснил и решил один разговор.
Не знаю. Прояснить ситуацию мог любой разговор, любая фраза. А может, и прояснять ничего не нужно было. По-моему, все и так было ясно, и брошенные друг другу реплики ничего не решали, разве что могли служить поводом для принимаемых решений.
«...Когда я пришла к ней и сказала, что мы с Мишей решили пожениться (я дружила с ней), она приняла это спокойно. Она давно знала о нашей
близости. Она только сказала:
- Но я буду жить с вами!
И я ответила:
- Ну, конечно, Любочка!
(Когда я написала об этом своим родителям в Ригу - они решили, что я помешалась).
Но потом она стала говорить мне о Мише дурно: «Ты не знаешь, на что идешь. Он жадный, скупой, он не любит детей». И тогда я сказала:
- Нет, Любочка, боюсь, нам не придется жить вместе. Я слышать не могу, как ты говоришь о нем плохо. Ну, какой Миша скупой!..

И тогда решили купить Любе однокомнатную квартирку - тут же, через стену» (Е.С.Булгакова / М.О.Чудакова, ЖМБ, с.490)...
...в каковую квартирку она переедет 24 сентября 1933 года, о чем есть запись в дневнике Елены Сергеевны:
«Вечером у нас: Оля, Калужский, Любаша, которая сегодня переехала в отделанную для нее комнату - рядом с нами» (ДЕБ, с.39).
Итак, случилось то, что должно было случиться.
3октября 1932 года брак М.А.Булгакова с Л.Е.Белозерской был расторгнут.
4октября 1932 года был заключен брак М.А.Булгакова с Е.С.Шиловской.
Записка М. А. Булгакова, переданная на заседании в МХАТе В.Г.Сахновскому: «Секретно. Срочно.
В 3 3/4 дня я венчаюсь в Загсе. Отпустите меня через 10 минут».

* * *
«Мы расписались, но я должна была еще жить у Шиловского - Любина квартирка еще не была готова, ей некуда было переезжать. Булгаков очень мучился этим» (Е.С.Булгакова / М.О.Чудакова; ЖМБ, с.490).
Воспользовавшись приглашением ленинградских театров, Михаил Афанасьевич увозит с собой Елену Сергеевну на две недели в Ленинград.

«Когда вернулись, я стала переезжать. Шиловский сказал мне:
Лелечка, это все сделано твоими руками, бери всю обстановку. Я сказала:
Женечка, зачем же я буду разрушать квартиру? Я возьму только свою кушетку и плетеную кроватку Сережи.
Еще нянька Анастасия (она звала меня «мамочка» ) дала мне свой длинный деревенский сундук.
Когда стали все это грузить на машину, Шиловский без фуражки кинулся со двора, чтоб не видеть моего отъезда, а нянька зарыдала в голос так, что люди сбежались. Это был самый настоящий «соблазнительный скандал» (с.491-492).

«Когда мы приехали - Михаил Афанасьевич ждал нас, прогуливаясь мимо окон с Бутоном. Я быстро накормила Сережу манной кашей и уложила. Мы
с Михаилом Афанасьевичем сели у огня (топилась печка). Мне было очень тяжело, и он понимал это. Он стал меня смешить:
- Ну-ка, давай, посмотрим твой сундук!
Сундук не открывался.
- Это Шиловский его гвоздем заколотил!
...Потом он рассказывал всем комически, как он долго старался, открыл -и увидел на дне килограмм манной крупы...» (с.492).


* * *
Пусть поправят меня пифагорейцы, но мне кажется, что цифровой код судьбы Михаила Афанасьевича Булгакова - или, может, какой-то его фрагмент - был начертан на его доме, что на Андреевском спуске, в Киеве, - 1+3.
Единица - как я, несведущий, ее представляю - определила единство его пути, цельность его мировоззрения, а также направленность его устремлений - всегда и во всем быть первым.
Троица - определила тройственность его пути, троякость его жизни: три его романа, три любви, три смерти...
Но что именно выражает это триединство, которое, может быть, важнее и откровеннее всего написанного им?
Не знаю. Как и все мы, читающие его жизнь, разгадывающие ее семантику и распутывающие ее синтаксис, могу лишь догадываться.
А он - знал?
Татьяна Николаевна рассказывала (М.Чудаковой), что Булгаков не раз говорил ей: «Я должен жениться три раза!» - считал, что это ему на роду написано (ЖМБ, с.490).
А Елена Сергеевна говорила (тоже М.Чудаковой), что еще в Киеве гадалка предсказала ему, сколько раз он будет женат, и ему весело было думать, что предсказание исполняется (там же).
Однажды, просматривая ветхий сборничек народной мудрости (Алмазов А. Вступление в брак. Одесса, 1898), я встретил пословицу, которая, как мне тогда сверкнуло, показалась объяснением судьбы Мастера:
«Первая жена от Бога, вторая от человека, третья от черта».

Интересно, что на эту же пословицу, но по другим источникам, вышла и М.Чудакова (ЖМБ, с.490). Может быть, допускает она, и Булгаков знал эти слова, потому что повторял Татьяне Николаевне: «Меня за тебя Бог накажет...» (там же).

Очередной сеанс потусторонней связи, налаженной благодаря теографистке А.Ф., подходил к концу (оставалось задать, может быть, последний вопрос), как в дверь постучали. Потом дверь распахнулась, и я онемел от удивления. Это был он, вне всяких сомнений: Алексей Турбин.

Что ж, подумал я, книга о Мастере открыта для всех, войти в нее может каждый - если, конечно, сумеет войти.
Вошедший представился. Оказалось, что нет, не Алексей, а Николай, но тоже офицер, хотя и в отставке - так распорядился Космос, избравший его для контактов с иными мирами.
Понимая, что ни с того ни с сего контактеры никому и никогда на голову не свалятся, я решил, пользуясь случаем, вежливо расспросить о том, что слышно в космосе о писателе Булгакове. Мысль о том, что это будет лишнее нагромождение лжи, тоже возникала, но я ее отринул. Чем больше мнений, думал я, тем больше сомнений, а значит, и больше веры - когда сомнения обессилят себя...

- Спрашивайте, - сказал Н.П.
И тут я почувствовал - или мне показалось? - что стены комнаты, где мы находились, слегка завибрировали. Космос готов дать ответ, но о чем спрашивать?..
Получив информацию, и удивившую, и взволновавшую меня, я отложил ее до некоторою времени, а когда это время подошло - не поверите - она исчезла.
В комнате хаос - рукописи, записки, выписки и книги, книги... Мыслимо найти? Мыслимо. Если только, конечно, она не ушла в четвертое измерение. Если в четвертое - тогда, понятно, вряд ли.
Сначала искал без системы, потом систематически - и в вертикальном, и в горизонтальном направлении. Но остановился. Потому что вдруг сообразил: я ведь помню, что говорил Н.П. А чего не помню - и писать, стало быть, не следует.
А говорил Н.П. вот что:
...миссия Михаила Булгакова продолжается и будет продолжаться, пока заложенная в его книгах истина будет восприниматься и усваиваться...
...три жены Булгакова - это, в космическом смысле, не три, а одна женщина - единая сущность, которая на земном плане явилась в трех воплощениях...

К сказанному Н.П. прибавил, что в одном из воплощений Булгакова был момент, когда он встретился с этой женской сущностью непосредственно.
- Может быть, вы знаете, когда именно? - с совершенно естественной заинтересованностью спросил я.
Оказалось, очень давно. В Древнем Египте.
Боги, боги мои, чем я занимаюсь! Одно утешение: не я один... Соловьев, например. Как не вспомнить, что и у него, тоже в Египте, но уже в наши, в безбожные времена, была аналогичная Встреча:

И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
(«Три свидания»).

И еще подумалось: может, поэтому, наряду с «Фаустом», тоже напоминавшем, как говорят мистики-обольстители, об одном из воплощений Мастера, любимой его оперой была -«Аида»? Из дневника Е.С.Булгаковой:
«Вспомнилось, что первый раз после знакомства мы были с М.А. на «Аиде», и М.А. говорил: Вы - Амнерис» (12.IV.1938; ДЕБ, с.193).

А мы-то думали, что это обычная галантность, когда он и других своих женщин называл этим именем...
АМНЕРИС, КОЛЫША ЗЕЛЕНЫМ ПЕРОМ, ПОЕТ. ОРКЕСТР, СОВЕРШЕННО НЕЗЕМНОЙ, НЕОБЫКНОВЕННО ПОЛНОЗВУЧЕН ВПРОЧЕМ, Я НЕ МОГУ ПЕРЕДАТЬ ЭТО СЛОВАМИ («Морфий», IV).

А потом пришел пифагореец. Объяснил, почему пришел: все пути оказались заблокированы, кроме одного, - и вот он здесь. Разложил на столе бумаги, схемы, стал считать:
- Раз, два, три, четыре... У него 12-е воплощение... Жизненный код - 3 и 6 - космос и труд... Смотрим дальше: Меркурий... Меркурий у него свободен... Это значит: сверху космос ему ничего не навязывал, у него была свобода судьбы...

Пришлось вытаращить глаза на разговорчивого неизвестного: да ведь он читает, хоть и перевирая, книгу Мастера!..

«РАЗ, ДВА... МЕРКУРИЙ ВО ВТОРОМ ДОМЕ... ЛУНА УШЛА... ШЕСТЬ
НЕСЧАСТЬЕ... ВЕЧЕР - СЕМЬ....... (ММ, 1).

Между тем Л.И., так звали пифагорейца, продолжал:
Две женщины ему были предопределены судьбоносно. Кстати, сколько раз он был женат?
Три раза.

- Третью не вижу. У него две двойки. А настоящая, истинная судьба - у него одна. Все другие женщины для него - это только подпитка...

...И Я ТАМ, ТОГДА - С ЭТОЙ, КАК ЕЕ...
С КЕМ? - СПРОСИЛ БЕЗДОМНЫЙ.
- С ЭТОЙ... НУ... С ЭТОЙ... НУ... - ОТВЕТИЛ ГОСТЬ И ЗАЩЕЛКАЛ ПАЛЬЦАМИ.
- ВЫ БЫЛИ ЖЕНАТЫ?
- НУ ДА, ВОТ ЖЕ Я И ЩЕЛКАЮ... НА ЭТОЙ... ВАРЕНЬКЕ... МАНЕЧКЕ... НЕТ, ВАРЕНЬКЕ... ЕЩЕ ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ, МУЗЕЙ... ВПЮЧЕМ, Я НЕ ПОМНЮ (ММ, 13).

- Два кольца Юпитера... то есть каждый ею шанс удваивался... А вот Марса у него нет... не было у него такой силы...

МОЯ ЛЮБОВЬ - ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА И КНИГИ В МОЕМ КАБИНЕТЕ. Я С ДЕТСТВА НЕНАВИДЕЛ ФЕНИМОРА КУПЕРА, ШЕРЛОКА ХОЛМСА, ТИГРОВ И РУЖЕЙНЫЕ ВЫСТРЕЛЫ, НАПОЛЕОНА, ВОЙНЫ И ВСЯКОГО РОДА МОЛОДЕЦКИЕ ПОДВИГИ МАТРОСА КОШКИ.
у МЕНЯ НЕТ К ЭТОМУ СКЛОННОСТИ (НПД, 1).

-Две пятерочки... Две любви... И вообще - легкий контакт с женщинами.. Он мог покорить любую, для него не было преград...
...Ему надо было постоянно крестик носить... Тогда его ангел-хранитель имел бы силу... А так он отклонился и отошел...
...Две восьмерки... все у него возвращается... он был подвержен соблазнам темных сил...
...Но свет все-таки побеждает... Три витка Солнца!
...Слушаю, не перебиваю. Перебивать нельзя, потому что, как сказал Л.И., это не он говорит, а через него - позвоночник горит. Да я и сам вижу: пот льется со лба, руки бегают, едва успевают чертить какие-то знаки...
- Успех в работе... он работоспособный был, всю жизнь... А вот успеха в коммерции, извините, у него нету... Характер сильный, но не до конца, сломился... И линия энергетики не до конца... Но, может, это его и спасло. Если бы эти линии не обрывались - он бы погиб... И линия разума - так же... Линия здоровья - слабая... Любвеобильность, вижу, есть, но сексуальной силы все-таки у него не было... И выход в космос - тоже не получается... У него во всем чего-то не хватает...

- НУ, УЖ ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНО, - ТРЯСЯСЬ ОТ ХОХОТА, ПРОГОВОРИЛ ПРОФЕССОР, - ЧТО ЖЕ ЭТО У ВАС, ЧЕГО НИ ХВАТИШЬСЯ, НИЧЕГО НЕТ! (ММ, 3).

- Этой душе еще нужно было развиваться... Но темные силы вмешались, чтобы он написал о них... Двоечка... - все отдавать людям... он готов был жертвовать, гореть... Троечка тоже есть - подпитка из космоса... Лунная дорожка...
...Посмотрим его сущность и миссию... Шесть - трудиться... Но для этою - черпать здоровье через энергию противоположною пола... Здоровья у нею критически не хватало... И поэтому он должен был любить... женщину, и не просто женщину, а - л ю б и м у ю... И вот, смотрите, у нею две двойки, и они рядом с
пятерками... Значит, так должно было быть - это Бог ему этих женщин дарил... А третья... то уже, наверное, от дьявола...

Бедная женщина! И этот о том же...

- Посчитаем критическую точку жизни... Вообще-то один всплеск у него - до 30 лет... Потом, начиная с 36 лет идет спад... Потом открывается новая Жизнь, новый подъем - и другая женщина должна быть... Здесь он должен был родить детей. -.. А вместе выходит, видите, буква М... Это - мука, испытания...
А закончиться его миссия должна была монастырем. После всех своих дел - чувственных, творческих - он должен был уйти в монастырь и там провести остаток жизни... Это точно, спиной чувствую...
Прожить он должен был 63 года.

...Я В МОНАСТЫРЬ УЙДУ. НЕПРЕМЕННО! В ГЛУШЬ, В СКИТ. ЛЕС СТЕНОЙ, ПТИЧИЙ ГОМОН, НЕТ ЛЮДЕЙ... (ЗМ, I, 1).

...ПРЯНИЧНЫЕ БАШНИ ДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ (ММ, 31).

К сказанному мистиками мне остается добавить еще одно объяснение, филологическое. Филология - это ведь тоже мистика.

Мне представляется, что жизнь и творчество Мастера, а также различные опыты восприятия его жизни и творчества - это какая-то единая невидимо существующая книга, которая самопроизвольно проступает во времени - в художественных текстах, документах, толкованиях, эзотерической информации и т.д.
Кто настоящий автор этой книги - сам ли Мастер или кто-то иной - мне неизвестно. Но можно уверенно назвать основных повествователей - это его избранницы, спутницы, зеркала... Кто из них вернее, откровеннее, сокровеннее?
Одна - рассказала о нем, хотя и спустя полвека.
Другая - написала мемуары.
Третья - вела дневник.
Надо ли говорить, что редактором всех трех повествовательных планов и стилей был он сам, Мастер? И тогда, когда описываемые события происходили, и тогда, когда они вспоминались и описывались. Только - тсс! - тайно, инкогнито, так сказать...

Первую запись Елена Сергеевна сделала 1 сентября 1933 года - дата для нее знаменательная:

«Сегодня первая годовщина нашей встречи с М.А. после разлуки.
Миша настаивает, чтобы я вела этот дневник. Сам он, после того, как у него в 1926 году взяли при обыске его дневники, - дал себе слово никогда не вести дневника. Для него ужасна и непостижима мысль, что писательский дневник может быть отобран» (ДЕБ, с. 34).

Разумеется, в ее дневнике не будет ничего, что могло бы погубить Мастера, принизить его или бросить на него тень. Но значит ли это, что мы можем сомневаться в его истинности и искренности?

В 1961 году она станет редактировать свои записи. И совершенно напрасно
- так считают исследователи, которые почему-то предпочитают ссылаться на неотредактированные тексты.

А.Барков: «...дневники могут иметь только одну редакцию - первую и последнюю. Как воландовская осетрина. Вторая и последующая «редакции» - это уже не дневники, а воспоминания» (РМБ, с.200).

Полагаю, читатель, мы будем прочитывать обе редакции, но при этом различать, что писалось в стол и что предназначалось для печати.
Она собирала все, что могла. Недаром ее прозвали архивариусом. «Вообще до нашей с ним встречи он уничтожал все свои рукописи, оставляя только машинопись. Но с 1930 года я сохранила каждый листок, каждую строчку. Сначала Миша подсмеивался, а потом стал мне помогать в этом и ничего не выбрасывал» (Е.С.Булгакова - Н.А.Булгакову. 17.Х.1960; ДЕБ, с.318).)

Из дневника - дальнему, неведомому читателю - нам: «<Я не знаю, кто и когда будет читать мои записи. Но пусть не удивляется он тому, что я пишу только о делах. Он не знает, в каких страшных условиях работал Михаил Булгаков, мой муж>« (ДЕБ, с.6).
Она не знает будущего, мы не знаем прошлого, но книга, которая складывается из наших незнаний, уже существует, и ее можно читать, (разгадывая прошлое и угадывая будущее...

* * *
О трижды романтический читатель, кто сказал тебе, что нельзя измерить выразить цифрами «настоящую, верную, вечную любовь» ? Показать тебе
эти цифры?
Мастер говорил правду. Мы измерили его любовь по перечисленным параметрам и установили, что и в действительности она была
«настоящая» - 90%
«верная» -71%
«вечная» - 69%

Елена Сергеевна, по определению А.Ф., с рождения и до смерти имела положительный уровень духовности: родилась - +3 (+2), на момент встречи была +4, умерла - +4.

Она по духовности была выше его... он, когда они встретились, был +1... Обожала его за ум... Тоже [как и Любовь Евгеньевна] шла ему по судьбе... Надо же... Любила его сердцем... Он - сердцем не любил, не сердцем любил... Корыстных целей - 65%... Совместимость - 65%.

Ты Удивлен, читатель? Что же это за любовь такая - без сердца, с каким-то тайным расчетом? И вообще, какие же это расчеты могли быть у Мастера? Только один: умереть. («Есть женщины, сырой земле родные...»)

Когда они встретились, после разлуки, он прямо сказал ей об этом, «...тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал. «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала. «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на...» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась» (Е.С. Булгакова / М.СМатюшина; ВМБ, с 388)

Для него, по-видимому, это было действительно серьезно. Уже тогда он что-то знал о своей смерти.

«И когда потом, начиная года с 35-го, он стал почему-то напоминать мне эту клятву, меня это тревожило и волновало. Говорю ему. «Ну пойдем, сходим в клинику, может быть, ты плохо себя чувствуешь?» Мы делали анализы, рентген, все было очень хорошо» (с.388).

Е.С.Булгакова - Н А Булгакову (16.I.1961).
«Когда мы с Мишей поняли, что не можем жить друг без друга (он именно так сказал), - он очень серьезно вдруг прибавил «Имей в виду, я буду очень тяжело умирать, - дай мне клятву, что ты не отдашь меня в больницу, а я умру у тебя на руках» Я нечаянно улыбнулась - это был 1932-й год, Мише было 40 лет с небольшим, он был здоров, совсем молодой Он опять серьезно повторил: «Поклянись». И потом в течение нашей жизни несколько раз напоминал мне об этом. Я настаивала на показе врачу, на рентгене, анализах и т.д Он проделывал все это, все давало успокоение, и тем не менее, он назначил 39-й год, и когда пришел этот год, стал говорить в легком шутливом тоне о том, что вот - последний год, последняя пьеса и тд. Но так как здоровье его было в прекрасном проверенном состоянии, то все эти слова никак не могли восприниматься серьезно Говорил он об этом всегда за ужином с друзьями, в свойственной ему блестящей манере, с светлым юмором, так что все привыкли к этому рассказу Потом мы поехали летом на юг, и в поезде ему стало нехорошо, врачи мне объяснили потом, что это был удар по капиллярным сосудам Это было 15 августа 1939 года» (ДЕБ, с. 321)

В 1933 году, в день именин Елены Сергеевны, Михаил Афанасьевич написал на экземпляре книги «Дьяволиада».
«Тайному другу, ставшему явным, жене моей Елене
Ты совершишь со мной мой последний полет
Твой М 21 мая» (ДЕБ, с 327)

КОНИ РВАНУЛИСЬ, И ВСАДНИКИ ПОДНЯЛИСЬ ВВЕРХ.. (ММ, 31). 40

ТОТ, КТО ПРАВИЛ ЗЕМЛЕЙ, СЧИТАЛ БЕССМЕРТНЫМ СЕБЯ, НО В ЭТОМ, Я ПОЛАГАЮ, ОШИБАЛСЯ. ОН БЫЛ СМЕРТЕН, КАК И ВСЕ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО - СЛЕП. НЕ БУДЬ ОН СЛЕПЫМ, ОН, МОЖЕТ БЫТЬ, И ПРИШЕЛ БЫ К УМИРАЮЩЕМУ, ПОТОМУ ЧТО В БУДУЩЕМ УВИДЕЛ БЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЕЩИ И, ВОЗМОЖНО, ПОЖЕЛАЛ БЫ ПРИОБЩИТЬСЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ БЕССМЕРТИЮ (М, П).

Говорили, говорили потом мистики и звездочеты, что были они связаны изначально - Мастер и Правитель.
Не берусь об этом рассуждать. Но несомненно, что в памяти нашей человеческой они связались неразлучно: вспомним одного - тут же вспомним и другого...

Комментариев нет:

Отправить комментарий